вторник, 29 октября 2013 г.

Что такое "вкус у фотографа"

или " не нравится - проходи мимо. я так вижу"

     Простите за длинное название. нет, ну правда, тема назрела и наболела. От чего столь повально представление о том, что "критика неуместна", что "на вкус все фломастеры разные". Но особенно мне нравятся два утверждения, горячо и трепетно любимых молодыми фотографами. это: " нравится-не-нравится - дело вкуса" и "а заказчику понравилось". Почему "молодыми"? Как правило, опытные детские фотографы, которые  давно в профессии,  не столь категоричны и уже этим не страдают. Все лучшие фотографы, те, кто снимает и в детских фотостудиях или делают просто детскую фотосессию, обязательно следуют правилам построения кадра или наоборот, сознательно все нарушают, делая картинку нестандартной. И для них понятие вкуса уже немного на другом уровне.

     Возьмем более конкретный пример под названием натюрморт с дитем. Хотя, тезис про фломастеры и вкусовщину можно развить до самостоятельной темы. Я сейчас хочу написать именно про фотопроекты, столь модные сейчас. Ну то есть, это когда ребенок в окружении кучи реквизита, как правило, нелепо разбросанного по территории, и подобранного по принципу "что было , то и притаранили, более или менее подходящее по теме". Проект на тему хеллоуина? на те вам, куча тыкв, свечей, всякие колпаки и остальная ересь. При этом, дитя может быть одето в кроссовки, комбинезон с оленями, и в шапке "а-ля черкизон". Или вот еще. Фотосессия под названием "Осень во Франции" При этом, французского там ....ничего.  Я долго и тщетно пыталась понять где там Франция? Не смогла. При этом, весь реквизит разбросан хаотически, на земле в осеннем лесу. Вопрос. Зачем? Видимо, Франция ассоциируется с желтыми листьями и с мехом на земле.

      Но это частности. Есть и некоторые общие критерии, которыми грешат множество фотографов. Для примера я натыркала несколько фотографий навскидку. Авторов не знаю, но пусть они меня простят.







     Найдите тут смысл, и я дам вам медаль. Итак! Что я хочу сказать? В фотографии практически нет такого понятия как вкусовщина.  Вернее, это понятие немного передергивается самими фотографами, и причем именно начинающими. Друзья, ну правда. Уж коли вы называетесь профессиональными фотографами, извольте работать по правилам. Фотографическим, художественным, эстетическим. существуют школы живописи, фотографии и миллионы информации в интернете про композицию и расстановку предметов в натюрмортах. Наличие ребенка в таких фотографиях не меняет их сути. Это именно натюрморт, ну или, если не нравится именно это слово - пусть будет STILL LIFE.  В народе же такие "натюрморты" называется - "я и дерево", "я и тыквы", "я и еще-куча-не-пойми-чего". 

     Вот недавно например, возник у нас спорчик. Ну как спорчик - беседа. В которой меня в очередной раз обвинили во вкусовщине. Мол, не нравится - это дело каждого. И вообще, не нравится - не смотри. Я категорически с этим не согласна. Мы же все знаем, что есть такое понятие как гармония цвета, ритмы, настроения в фотографии или в картине. Сочетабельность предметов по стилю, цвету, текстурам, идее. Композиционная расстановка в соответствии с задумкой.
     Вот что мне тогда ответили в качестве контраргумента:

"Что касается реквизита (нравится - не нравится ) да согласна это дело каждого, что то может нравится, что то нет, что то кому то покажется лишним ) ведь у всех разный вкус на это дело ) "

     Обьясните мне, друзья, причем тут "дело вкуса"? Разве сочетать несочетаемое - это дело вкуса? Или накидать яблоки вперемежку с тыквами и хлебом, это дело вкуса? Разве фотограф - это человек, который снимает не задумываясь, и разница лишь в том, какая у него была тематическая идея и какой он купил реквизит? Чем отличаются приведенные выше примеры от обычных фотографий, сделанных случайным человеком, у которого вдруг случайно оказались под рукой тыквы, хлеба и корзинки?

     Когда фотографы начнут задумываться, что сделать проект с использованием реквизита куда сложнее, чем отснять ребенка в его доме на руках у мамы? В этом случае, вам нужно ловить эмоции, свет, позы, отношения. В проектном же случае, кроме всего этого же, вам необходимо еще продумать все мелочи. КАК лежит яблоко, на своем ли месте, КАК стоит корзинка, и нужна ли она там вообще. Никто не задумывался разве, а зачем приглашают на проекты стилиста и дизайнера? Именно за этим. ОН следит как все расположено, следит за отсутствием лишнего, следит и продумывает мелочи, которые работают НА идею, а не против нее. ОН готовит костюмы, клеит декорации, красит, мажет, подвешивает. Он закупает "правильные" тыквы и расставляет их по местам. Проект - это творчество фотографа и дизайнера.  Вот почему проект, правильный, костюмированный и тематический НЕ может стоить меньше (ну, по крайней мере - сильно меньше), чем индивидуальная фотосессия, даже если она без всего этого антуража.

     Да, конечно, скажете вы, иногда фотограф работает "хед-энд-шолдерсом" и как тот шампунь - является два в одном. ну тогда не следует ли изучить мат часть для начала? Почитать книги по композиции, продумать идею?

     К чему это я пишу столькомногобукафф? да все просто. Это ДИСКРЕДИТИРУЕТ понятие фотопроекта, а так же вызывает ложное ощущение что это легко и просто. Мы же говорим везде, что клиента надо ориентировать. Нет? Клиент должен понимать, что такие фотопроекты должны быть сделаны профессионально и не могут стоить 1500 рублей.  Он должен понимать разницу. Он должен понимать, что накидать реквизит и усадить ребенка в серединку - это называется "срубить бабла", и ничего общего с творческой фотографией не имеет. Давайте называть вещи своими именами. И ваш аргумент "а клиенту нравится" ничего общего с действительностью может не иметь. Есть много причин, почему он скажет "нравится".  Начиная от банального непонимания, заканчивая - не признаваться же что отдал деньги за фуфло.
Простите за резкий тон - наболело.




детский фотопроект, фотосессия, детская фотостудия, лучшие фотографы

1 комментарий: